Фонд
Міжнародних Премій ![]() International Awards Fund |
Геннадій Хазанов, народний артист Радянського Союзу, Лауреат Державної премії.
Заканчивая десятилетку (вечернюю школу), а также без особого усердия музыкальную школу, занимался в самодеятельности Московского инженерно-строительного института, участвовал в студии МГУ «Наш дом». После неудачных попыток поступить в Театральное училище им. Б.Щукина, Школу-студию МХАТ со второй попытки зачислен в ГУЦЭИ. Его педагогом стала Надежда Ивановна Слонова, в прошлом одна из ведущих актрис Московского театра сатиры, много выступавшая на эстраде. В 1969 окончив ГУЦЭИ, Xазанов - конферансье в Гос. эстрадном оркестре РСФСР под управлением Л.Утесова, с 1971 в Москонцерге. Гастроли по всей стране начались еще в студенческую пору. Уже тогда в репертуаре появился монолог учащегося кулинарного техникума (впервые был исполнен X. в самодеятельности МИСИ, один из авторов студент этого института Л.Измайлов). Робкий, доверчивый «маленький человек», чье простодушие нередко оборачивалось житейской мудростью, мгновенно стал всеобщим любимцем. Вместе с ним к X. пришла известность. Лауреат V Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1976) за исполнение монолога С.Альтова «Премия» и пародий на А.Акопяна и Н.Озерова. Несмотря на массовый
успех, не ограничивается найденной маской «кулинара», а вскоре и вовсе
от нее отказывается. В 1978 он выпускает спектакль «Мелочи жизни» с участием
балета Московского театра эстрады (авт. Л.Хаит, реж. Б.Левинсон, композитор
В.Добрынин, худ. Э.Стенберг и М.Барт). Сатирические монологи в образах
«Попугай», «Кот» надолго остались в концертном репертуаре X.; в монологе
«Мечта» впервые появился трагикомический персонаж. Красочное, музыкальное
второе отделение спектакля целиком состояло из пародий (на А.Пугачеву,
Л.Лещенко, А.Райкина и др.), исполнявшихся как бы от имени различных персонажей
«Золотого ключика». В 1981 - новый спектакль «Очевидное и невероятное»
(авт. Хаит, реж. П.Хомский, худ. А.Коженкова, постановщики трюков Л. и
Ю.Мозжухины). В сатирических монологах «Пыль в глаза», «Бег в мешке»,
«Нужная фамилия» и др. представали различные современные, «отчеканенные»
артистом типажи. X. легко, изящно переходил от созданных персонажей к
самому себе, артисту, обладающему врожденным даром контакта с публикой.
В спектакле было много зрелищности, трюков, снова участвовал балет; в
завершающей лирико-сатирической миниатюре «Инопланетянин» герой тщетно
искал контакта с земной цивилизацией: «пить научится - будут контакты»,
- грустно заключал артист. Сатира X. вызывала недовольство официальных лиц, с артистом беседовали, наставляли; купюры в тексте приводили к появлению новых, еще более острых реплик (стал заканчивать спектакль прямым общением со зрителями и исполнением новых концертных номеров). В 1984 последовало запрещение не только спектакля, но и публичных выступлений. Популярность артиста еще выросла, он продолжал выступать в клубах, на закрыты» вечерах, в концертах без указания в афише. Исчерпав для себя жанр монолога в образе, обращается к рассказу («Фотография», «Беспокойный старичок» М.3олуенко), все меньше дорожит репризой. В репертуаре появляется ленингр сатирик М.Городинский (рассказы «Серафима». «Удача», «Жених» и др.). В 1986 играет «Избранное», решительно отказавшись от всякой зрелищности (на авансцене перед закрытым занавесом лишь стол, стул и стойка с микрофоном). Во всеоружии мастерства X. как бы вернулся к исходным рубежам, когда со своим номером оказывался один на один со зрителем. Но создание целостного спектакля увлекает артиста попрежнему. В 1987 X., руководитель и единственный актер театра МОНО, показывает премьеру «Масенькие трагедии» (авт. Городинский, реж. Р.Виктюк, худ. В.Боер). Пять новелл Городинского в обрамлении пролога и эпилога с гоголевским текстом превратились в театрализованные рассказы, отнюдь не рассчитанные на «смеховую» реакцию публики. В каждом артист создавал психологически углубленные характеры, настраивавшие на размышление о смысле жизни, о драматизме человеческих судеб.
|
||